Окончена
начальная школа, и ваши дети переходят в среднее звено, где у них начнётся
новая жизнь – среди новых педагогов, работников школы. Какой она будет – во
многом зависит не только от школы, но и от пап и мам. Очень
хочется, чтобы новые перемены не отдалили вас друг от друга, а, наоборот,
сблизили, сделали вас хорошими друзьями. Много будет трудностей у детей, но не
меньше будет радостей и побед! Очень хочется, чтобы вы бережно относились к
большим огорчениям и маленьким радостям ваших детей, знали о них и помогали им
переживать трудные минуты жизни.
Опыт
показывает, что самое хорошее образовательное учреждение не может полностью
заменить семью, семейное воспитание. И поэтому очень важно интересоваться
учёбой ребёнка.
Некоторых детей невнимание родителей
глубоко обижает, они замыкаются в себе, перестают быть искренними и
откровенными. А интерес родителей пятиклассника придаёт особое значение всем
его достижениям. Помощь в преодолении трудностей, возникающих при выполнении
любого рода заданий, принимается ребятами с благодарностью, способствует
близости родителей и детей. Всё должно быть замечено родителями: и радость
преодоления трудностей, и победы над собой.
Переход ученика из начальной школы в
среднюю школу совпадает со своеобразным концом детства – стабильным периодом
развития в жизни ребёнка. В пятом классе детей ждёт новая система обучения:
классный руководитель и учителя-предметники, преподающие новые дисциплины в
разных кабинетах. Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро
втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни,
и адаптация у них затягивается. В такой период дети нередко меняются –
тревожатся без явных на то причин, становятся робкими или, наоборот,
развязными, слишком суетятся. Как результат – у ребят снижается
работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизованными, иногда у них
ухудшаются сон и аппетит.
Педагогу надо помочь ребятам адаптироваться
в новых социальных условиях. Но адаптироваться приходится не только
пятикласснику к школе, к классному руководителю, к учителям-предметникам, но и
самим педагогам – к новым для них воспитанникам, а родителям – к своему
ребёнку, который стал младшим подростком.
Первоначальный этап пребывания в школе как
раз и есть период социально-психологической адаптации пятиклассника к новым
условиям. Результат адаптации – адаптированность, которая представляет собой
систему качеств личности, умений и навыков, обеспечивающих успешность
последующей жизнедеятельности.
Причинами медленной адаптации в 5 классе
является следующее:
- Разные
требования со стороны учителей-предметников, необходимость все эти
требования и учитывать, и выполнять.
- Большой поток
информации, незнакомые термины, слова. Нужно научить пятиклассников
пользоваться справочниками и словарями, а также научить спрашивать о
значении непонятных слов у взрослых.
- Чувство
одиночества из-за отсутствия первой учительницы, а классному руководителю
не удаётся уделить всем необходимое внимание.
Все переживания этого возраста естественны и
помогают ученику взрослеть, поэтому родителям и учителям надо просто быть
внимательнее и добрее к ребятам в новом периоде их школьной жизни. Совместными
усилиями мы с вами, уважаемые родители, сможем помочь нашим детям пережить этот
сложный период.
Рекомендации для родителей.
- Первое условие
школьного успеха пятиклассника – безусловное принятие ребёнка, несмотря на
те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
- Обязательное
проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребёнок.
Неформальное общение со своим ребёнком после прошедшего школьного дня.
- Обязательное
знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.
- Недопустимость
физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребёнка, особенно
в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников).
- Исключение таких
мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические
наказания.
- Учёт
темперамента ребёнка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные
и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к
нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие,
сарказм и жестокость.
- Предоставление ребёнку
самостоятельности в учебной работе, и организация обоснованного контроля над
его учебной деятельностью.
- Поощрение
ребёнка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование
достижений ребёнка.
- Развитие
самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребёнка.
Известный педагог и психолог Симон
Соловейчик, имя которого значимо для целого поколения учеников, родителей и
учителей, в одной из своих книг опубликовал правила, которые могут помочь
родителям подготовить ребёнка к самостоятельной жизни среди своих
одноклассников в школе во время адаптационного периода. Родителям необходимо
объяснить эти правила и с их помощью готовить ребёнка к взрослой жизни.
Правила
эти просты:
- Не
отнимай чужого, но и своего не отдавай.
Попросили – дай, пытаются
отнять – старайся защищаться.
Не дерись без
причины.
Зовут играть – иди,
не зовут – спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.
Играй честно, не
подводи своих товарищей.
Не дразни никого, не
канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.
Будь внимателен
везде, где нужно проявить внимательность.
Из-за отметок не
плачь, будь гордым.
С учителем из-за
отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся.
Старайся всё делать
вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.
Не ябедничай и не
наговаривай ни на кого.
Старайся быть
аккуратным.
Почаще говори: давай
дружить, давай играть, давай вместе пойдём домой.
Помни! Ты не лучше
всех, ты не хуже всех!
Ты – неповторимый для
самого себя, родителей, учителей, друзей!
|